Умелые рассказчики

Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся, может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.
Приобретению навыков грамотной развернутой монологической речи детей способствует составление рассказа по сериям сюжетных картин. Данная разновидность работы над связной речью дает возможность обучить ребенка выстраиванию сюжетной линию, формированию и закреплению представлений о композиции высказывания, поиску образных лексических средств. Детям в дошкольном возрасте оптимально предлагать серию картин сначала из 6-8 кадров, а затем из 3-4 кадров.
В работе по составлению рассказов по сериям картин могут применяться такие приемы как: «Собери картинки», «Разложи картинки»,«Путаница», «Придумай рассказ», «Задай вопрос другу», «Невероятный рассказ, «Предметные картинки», «Рассказ по плану»,«Живые картинки» , «Нарисуй схему», «Придумай название», «Перенос рассказа на себя», «Пантомима», «Вспомни рассказ», «Закончи рассказ (сказку)».
Постепенно дети учатся самостоятельно раскладывать и определять последовательность событий, изображенных на картинках, а также подбирать картинку к тексту. При рассказывании по сериям картин у детей формируется умение связывать слова в простых и сложных предложениях, соединять смысловые части высказывания в единое целое, соблюдать структуру текста. Обучение рассказыванию по сериям сюжетных картин занимает важное место в коррекционно-развивающей работе по развитию связной, грамматической правильной речи детей с общим недоразвитием речи.